Previous Entry Share Next Entry
ВНУТРЕННИЙ МИР
v_ersilov wrote in ecce_homo_ru
1. Природа человека
Через психику обезьяны нельзя объяснить психологию человека. Животный предшественник человека в психологическом плане радикально отличался от обезьяны. Это понимали некоторые выдающиеся современники Дарвина. Э.Геккель характеризовал «недостающее звено» как уже совсем не обезьяну, а особый таксон, от которого отпочковался вид Хомо Сапиенс.
Особые психологические свойства указанного таксона (семейство троглодитид) открыл во второй половине прошлого века наш великий соотечественник Б.Ф.Поршнев. Механизм воздействия троглодитид на психику других видов (интердикция) задал новое (психологическое) направление эволюции.
Человек, собственно, стал “вариантом” наращивания интердикции (инструмента психического “наезда” на других) до суггестии (инструмента “принуждения” к симбиозу) и, далее, до внутривидовой взаимосуггестии. Последняя — механизм выработки второй сигнальной системы (и, стало быть, превращение Хомо-зверя в Хомо-первочеловека).
Историческая последовательность приращения человечьих качеств (филогенез) всякий раз воспроизводится в онтогенетическом развитии. Сегодняшнее невежественное вмешательство в естественную последовательность ступеней становления ребёнка (раннее обучение-натаскивание, массовый секспросвет и т.п.) — преступно.

2. Эмоции
Надо отличать унаследованный от животных тип эмоций от эмоций собственно человечьих. Первые — моментальная психофизиологическая реакция (первосигнальный рефлекс). Вторые возникают во «второсигнальном поле» (сопряжены, в частности, с убеждениями и ценностями). Часть из вторых по механизму — та же «стимул-ракция». Но другая часть — непосредственная, но более сложная реакция. Поясню.
Эмоцию животного можно назвать «дискомфорт-эмоцией». Она возникает в неприятной ситуации и побуждает к поиску более комфортных условий. Таково же побуждение человека изменить «комфортный статус» в социальной среде. Логику поведения младенца и младшего ребёнка диктует преимущественно «дискомфорт-эмоция».
Л.Н.Толстой: «Стыд очеловечивает, от бесстыдства люди скотеют». Стыд-эмоция отграничивает человека от животного. Стыд — подсознательная мгновенная реакция на «неправильное для человека действие». Это индикатор уклонения от «морального императива». «Моральный императив» — естественный результат семейного «табу-программирования» и социального «шаблон-программирования». (Ребёнок через взаимосуггестию осваивает образцы «взрослого поведения»). Подсознательный императивный набор эмоций и поведенческих моделей — второсигнальная установка «думать и делать именно так!».
Таким образом, необходимо различать две разные «эмоциональные логики» социально-инстинктивного поведения — а) логику стимул-реакции (от дискомфорта к комфорту) и б) логику освоения и реализации родительской (этнической) и социальной поведенческой программы.

3. Убеждения
С появлением самосознания возникает рациональная логика поведения. Подросток сомневается там, где старший ребёнок (недоросль) действовал по зову эмоций машинально, некритически. (Момент появления самосознания не привязан к календарному возрасту, является индивидуальной психологической характеристикой).
Подросток улавливает противоречия (в словах, поступках, между словом и делом). Ему приходится делать выбор между возможными вариантами своих действий. Приходится конфликтовать с окружающими и самим собой (переживать). Утверждая себя, подросток нарабатывает «персональный пакет убеждений».
«Подростковый пакет убеждений» пригоден для подростковой тусовки и действий в простой социальной среде. Стремящиеся «делать достойную жизнь» молодые люди ориентируются на более сложные культурные образцы и жизненные ценности, учатся принимать принципиальные решения. Они планируют свою деятельность: создают, испытывают и корректируют «ценностно-целевую модель».
«Ценностно-целевая модель» более мощный инструмент ориентации в мире, чем «подростковый пакет убеждений», однако он обладает теми же недостатками. Многие её элементы некритически набираются извне, используются стандартизованные рационально-чувственные методы сборки модели. Поэтому она подвержена внешним влияниям моды, изменениям конъюнктуры и т.п.
Убеждения зрелого человека более надёжны, они опираются на устойчивый фундамент целостного личного миросозерцания https://v-ersilov.livejournal.com/60341.html. О.Нечаева пишет об этом: «“волевой” человек – не столько тот, кто кромсает себя во имя, сколько тот, кто научился пользоваться энергией эмоций и чувств, кто критически рассмотрел и где надо поменял убеждения, кто знает свои ценности и их сильнейший магнетизм» http://www.womanfrommars.com/woman-from-mars/sense-an... Он — демиург мироздания. Он носитель миссии — полноценной жизненной стратегии.

4. Ступени развития
Природная основа психики человека — инстинкт суггестивной экспансии. Ребёнок “встраивается” в “суггестивное поле” окружающего мира, осваивая и используя второсигнальный инструментарий (речь).
— Во-первых, он “заставляет” окружающих обслуживать себя, помогать избавиться от дискомфорта (первая ступень развития).
— Во-вторых, он обучается следовать (иначе стыдно!) принятому в семье и обществе «моральному и социальному императиву поведения» (вторая ступень).

Взросление связано с появлением и ростом самосознания. Ядро самосознания — понимание человеком своего предназначения.
— Третья ступень развития — подростковое самоутверждение в «мире взрослых». Индикаторы правильного поведения — совесть, норма.
— Четвёртая ступень — «взрослое» жизненное позиционирование. Индикаторы — ценность, принцип.
— Пятая ступень — зрелая самореализация. Индикатор — миссия-призвание.

- - - - - - -
Запись опубликована на ФБ https://www.facebook.com/notes/%D1%8E%D1%80%D0%B8%D0%B9-%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2/%D0%B2%D0%BD%D1%83%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B8%D0%B9-%D0%BC%D0%B8%D1%80/156509335103965/

?

Log in

No account? Create an account