?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share
ТРИ ТИПА ПЕДАГОГИКИ
v_ersilov wrote in ecce_homo_ru
Г.С.Батищев различает типы педагогики сообразно их отношению к миру детства. (С.546-553)

I. Педагогика формирования. Педагогике формирования нужен пластичный материал, мягкий воск, чистый лист, на котором должен быть запечатлен социально заданный «текст»... Роль педагогики – это роль передаточного механизма: от господствующих социальных установлений к субъективному миру воспитуемых. Она призвана научно, методично, эффективно провести, передать и довести до конца в каждом формирующее воздействие извне... Это, как ни улучшай, как ни смягчай, в конечном счете метод обработки и вкладывания, подгонки под заранее данные образцы-стереотипы. Это – метод наказаний и наград-отплат, метод кнута и пряника.
Мой комментарий: Педагогика формирования -- это традиционный ориентир для национальных систем массового образования. Социологические исследования показали крайне низкую её эффективность. «КПД» (соответствие выпускника требованиям) массовой школы -- примерно 10%. Общественность, озабоченная деградацией молодого поколения, не видит выход из тупика.

II. Педагогика способностей, или педагогика развития ради развития. Важнее всего дать свободу именно тому и растить в ребенке именно то, к чему он предрасположен изначально. Воспитание не должно ничего навязывать, но питать и выращивать зерна способностей... Приоритет отдается избирательности, максимуму личной инициативы, а превыше всего ставится творчество как деятельность, как самоцель... Подразумевается как бы безмерность развития... Преобладает акцент на индивидуальную мотивацию на уровне интереса... Здесь есть риск установить самих себя в центре всего мира (своецентризм), [риск не освоить -- Ю.Е.] безусловные ценности, критерии внутреннего владения способностями.
Мой комментарий: Педагогика способностей стала привлекательной картинкой для современных «продвинутых» родителей, альтернативой массовой педагогике формирования. Они ориентируются на развитие творческих способностей, однако, как правило, далеки от понимания закономерностей воспитания. Поэтому у них мало шансов реализовать стратегию развития. Они не могут оценить риски, о которых говорит Батищев.

III. Педагогика собственно воспитания, или педагогика со-творчества. Воспитание строится на включении во все возможные, явные и неявные воспитывающие связи, в отношения духовного родства и взаимоответственности – со-причастности всех каждому и каждого всем... Важнее приобщиться, а не присвоить, изменить всего себя навстречу культурному смыслу, а не притянуть его к себе и наложить на него свое мерило... Воспитывает культура при незаменимости и несводимости друг к другу научного познания, художественности и нравственности, но при первенстве глубинного общения... Идеальный итог воспитания – мировоззренчески принципиальный человек, неподкупный и бесстрашный, открытый и верный, надежный и внемлющий своею совестью всему окружающему.
Мой комментарий: Предмет подлинного воспитания -- ребёнок в культурно-насыщенной глубинно-коммуникативной среде. Это педагогика А.С.Макаренко и С.А.Калабалина. Общую характеристику педагогики со-творчества мы находим в работах И.Иллича и Г.С.Батищева. Современная технология организации «воспитывающего открытого пространства» (школа-парк) разработана М.А.Балабаном и теоретически осмыслена В.И.Слободчиковым (воспитанник Калабалина) как становление само-бытного человека в со-бытийной общности.

В жизни, в реальной педагогической практике эти три «типа» бывают как-то смешаны. Даже у одного и того же учителя может оказаться в некотором противоречивом сочетании и один, и другой, и третий... Предложенный анализ, надеюсь, поможет каждому разобраться в себе самом и сделать более ответственный и взвешенный выбор. Особенно же это существенно для тех, кто связывает свои усилия и надежды с системой обновления воспитательных – духовного и гражданского – процессов. Тут, очевидно, будет нужен именно третий тип педагогики...
Мой комментарий: Сегодня педагогика первого типа (педагогика формирования) в её ведомственном исполнении -- предмет тотальной критики. Хотя многие родители ещё верят в возможность реформирования. Мода на второй тип (педагогика способностей) стала фактором мотивации для домашнего образования и создания альтернативных школ. Однако глубокого теоретико-методического фундамента для этой практики нет. Сторонники третьего типа (педагогика со-творчества) немногочисленны и разобщены. Глубокие разработки М.А.Балабана и В.И.Слободчикова слабо востребованы. А ведь именно они являются источником идей, методов и практик для подлинного развития молодого поколения.