?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
ПЕДАГОГИКА в XXI веке (1)
v_ersilov wrote in ecce_homo_ru

Народ, который имеет лучшие школы, — первый народ;
если он не таков сегодня, он станет таким завтра.
Жюль Симон

Педагогика возникла вместе с появлением самосознания (разума). За три тысячи лет опробовано огромное количество педагогических находок.

Герои "Илиады" и "Одиссеи" воспитывались под присмотром наставников-старцев. «Они красноречивы, хорошо знакомы с деяниями предков и богов, владеют музыкальными инструментами и письмом, физически крепки, искусные воины». Античные и византийские мыслители высказали большую часть ценных педагогических идей.

ПИФАГОР: "правильно осуществляемое обучение... должно происходить по обоюдному желанию учителя и ученика". ГЕРАКЛИТ: "многознание уму не научает". ДЕМОКРИТ: "хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы... воспитание перестраивает человека и создает (ему вторую) природу". СОКРАТ ставил себя в равное положение с учениками, руководствуясь тезисом: "я знаю только то, что ничего не знаю". АНТИСФЕН учил презирать мирские блага: "пусть дети наших врагов живут в роскоши". ПЛАТОН устанавливал духовную связь с учениками ("платоническая любовь"). АРИСТОТЕЛЬ: "воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые - достойную жизнь".

СЕНЕКА считал, что образование должно формировать прежде всего самостоятельную личность – "пусть говорит он [ученик] сам, а не его память". ПЛУТАРХ: "бить ребенка – подымать руку на святыню". КВИНТИЛИАН: «ученики-тупицы - на совести педагогов».

Византия - прямая наследница эллинско-римской культуры и образованности. Идеалом образованного византийца считался человек с греко-римским классическим образованием и христианско-православным мировоззрением. Вектор воспитания направлялся прежде всего на познание собственной души, самосовершенствование. ИОАНН ДАМАСКИН в философско-педагогическом трактате "Источник знания" развивал идею универсальной, энциклопедической образованности. ГЕОРГИЙ ГЕМИСТ ПЛИФОН полагал достижение совершенства целью идеального воспитания. Пройти этот путь можно лишь посредством личных усилий и самообразования.

Европейские народы попытались "возродить" демократические учреждения античности, основав их уже не на интересах нации и государства, а на "утилитаризме одиночки"; для "обоснования" же этого псевдо-возрождения стали ссылаться на идею высшего значения личности, созданную христианской культурой, лишив её духовного содержания, "заимствовав из этой культуры идею высшего значения личности, но только как особи, уже независимо от служения каким бы то ни было идеалам" [http://v-ersilov.livejournal.com/36273.html ].

Утвердился утилитарный рационализм и индивидуализм. Новая педагогическая мысль основывала свои выводы на данных экспериментальных исследований. ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ наметил стройную систему всеобщего образования. Он поставил вопросы об общенациональной школе, плановости школьного дела, соответствии ступеней образования возрасту человека, обучении на родном языке, сочетании гуманитарного и научно-технического общего образования, классно-урочной системе.

В эпоху Просвещения именно обучение – как специальный образовательный процесс – обрело свой нормативно-организационный статус (учебные предметы, классно-урочная система, методики преподавания и др.). Против неестественного для детской природы «учебного конвейера» взбунтовался ЖАН-ЖАК РУССО. Центральный пункт его педагогической программы — естественное, свободное воспитание. В нем он видел мощный рычаг искоренения предрассудков и устранения социальной несправедливости. Идеи Руссо породили небывалый общественный интерес к проблемам воспитания.

В XIX столетии формируются классическая педагогика нового времени и национальные образовательные системы. Неисчерпаемые возможности индивидуального развития осмысливают философы (И.Кант, И.Г.Фихте, Г.В.Ф.Гегель), новые знания о человеке осваивают педагоги (И.Г.Песталоцци, И.Ф.Гербарт, Ф.В.А.ФрёбелЬ, Ф.А.В.Дистервег). Намечен поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса.

Национальные системы образования складывались как системы дуалистические, т.е. без сколько-нибудь органичной связи между массовой начальной школой и немногочисленными средними учебными заведениями. При формальном равенстве прав на образование, фактически наблюдалась дискриминация учеников массовых начальных заведений — выходцев из низов. В начале ХХ века классическая педагогика нового времени подвергается острой критике. Школа воспринимается как устаревшая, не соответствует уровню производства, науки и культуры, не отвечает потребностям подрастающего поколения. Пересмотр педагогических установок, перестройка образования стали важнейшей проблемой в ведущих странах мира.

ХХ век отмечен поиском новых форм, методов и содержания образования (Дж.Дьюи, Э.Кей, М.Мантессори, А.С.Макаренко, Р.Штайнер, А.С.Нилл, Д.Гринберг и др.). Полученные результаты использовали сторонники демократизации образования. Однако опыт экспериментальных учебных заведений даже в лучших образцах далеко не всегда становился достоянием обычной школы. В целом влияние передового опыта на образование и воспитание оказалось слабым. А во второй половине ХХ века национальные системы образования вообще стали терять установку на развитие человека «во всех отношениях» (К.Д.УШИНСКИЙ). Снижение уровня требований к образовательному стандарту обосновывается с помощью наукообразных антропологических концепций.

Педагогика за прошедшие со времён Коменского века утвердилась, пожалуй, в статусе главной силы, преобразующей «мир человека». Однако она не смогла уяснить «предмет педагогики» -- самого человека. Подлинная антропология (знание человека «во всех отношениях») отсутствует. В.И.СЛОБОДЧИКОВ резонно указывает на «неустоявшийся категориальный строй педагогической науки, размытость ее предметного поля, разнородность технологической оснастки педагогической деятельности (преобладание не педагогических, а психо- и социотехнических средств организации образовательных процессов)… В одном синонимическом ряду оказываются такие разномасштабные и разнопредметные категории, как обучение, воспитание, образование, развитие».
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
Продолжение http://ecce-homo-ru.livejournal.com/7293.html
_ _ _ _ _ _ _ _ _ _
При написании обзора использовано
учебное пособие А.Джуринского «История зарубежной педагогики»
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Djurin/index.php


  • 1

Русский язык

Пользователь mikha_el сослался на вашу запись в записи «Русский язык» в контексте: [...] и завершила свой путь в ХХ веке. Многочисленные попытки её реформирования не дали результата [1 [...]

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ

Пользователь archivbl сослался на вашу запись в своей записи «ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ» в контексте: [...] _ _ _ _ _ _ _ _ Использованы Вики-статьи и обзор http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6942.html [...]

ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ

Пользователь natasha_toys сослался на вашу запись в своей записи «ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ» в контексте: [...] _ _ _ _ _ _ _ _ Использованы Вики-статьи и обзор http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6942.html [...]

ЧТО ВМЕСТО ШКОЛЫ

Пользователь jorkoffski сослался на вашу запись в своей записи «ЧТО ВМЕСТО ШКОЛЫ» в контексте: [...] педагогического проектирования изложены мною в статье http://ecce-homo-ru.livejournal.com/6942.html [...]

  • 1